Previous Entry Share Next Entry
Вернуть миру и человеку смысл
akatv


Скоро, 21 ноября, в интеллектуальном клубе «Прометей» состоится долгожданная лекция Анастасии Георгиевны Гачевой о богостроительстве М. Горького.
А пока стоит рассказать о третьей лекции из цикла о русском космизме, озаглавленной «В поисках «высшей идеи существования». Речь в ней идёт о трёх ключевых фигурах XIX века: Гоголе, Толстом и Достоевском. И о тех аспектах, которые важны и интересны именно в плане их влияния на становление философии космизма как философии нового, творческого, ответственного отношения человека к миру, видения дальних горизонтов истории и места в ней человека и вселенской ответственности человека за мир.
Эти три фигуры начинают в русской культуре тему искусства, которое должно влиять на жизнь, её преображать и преображать человека.

Что такое искусство? Просто творчество какой-то второй, прекрасной и совершенной реальности, эстетическая игра? Или искусство – это дело жизни? То, что реально влияет на жизнь и должно воспитывать человека и вести его по жизни вперед?

И вторая их тема:
Возможно ли серьезно и вправду веровать?
Возможно ли веровать, как будет говорить Достоевский, «цивилизованному человеку»?

Вопрос о вере – это всегда вопрос о нашем действии. Когда мы верим, то есть выстраиваем себе идеал, это значит, что мы видим этот идеал как некое побуждение к нашему действию, ориентир нашего действия, то, что вдохновляет нас на действие. И поэтому, от того, каков будет этот идеал, зависят уже наши действия в мире.

Это век, когда человек пытается себя собирать, по-настоящему. Оттолкнувшись от какой-то нижней точки разочарования в человеке, нужно вернуть миру и человеку смысл.



Вторая часть беседы начинается описанием символизма «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя и параллелей между Гоголем и Фёдоровым. Знакомые нам герои «Мёртвых душ» представлены с новых сторон.
Далее Анастасия Георгиевна переходит к Льву Николаевичу Толстому и останавливается на проблемах, которые он поднимал в своих произведениях в разные периоды своего творчества.
«человек начинает чувствовать, что вся та жизнь, которую он вёл — какая-то неправильная,
что в ней неправильно проставлена иерархия смыслов, что он не так жил и живёт. И это — главное переживание, которое даёт нам Толстой»
«Второй мотив — это мотив одиночества.»
«Толстой пытается выстроить мощную религиозно-этическую систему, которая бы вернула человеку некий смысл»
Также важной является «тема труда».

Далее Анастасия Георгиевна рассказывает об образе человеке-деятеля в произведениях Достоевского и обретении таким человеком высшей идеи существования.
О его идее братского бытия народов. О задаче славян внести евангельский строй любви во весь строй жизни — в политику, экономику, культуру, хозяйство.
И завершается беседа рассказом об идее всеобщности спасения, которая позволяет в человке выработать «сердце милующее», которое борется со злом в человеке, но не борется с самим человеком.

Рассказ иллюстирован картинами великих мастеров — Рублёва, Ге, Иванова.


?

Log in

No account? Create an account