Previous Entry Share Next Entry
Дать миру смысл. О богостроительстве М. Горького
akatv

Иллюстрация с lib.rus.ec
Особенность русской философии в том, что её идеи выражены в виде произведении художественной литературы. И в этот раз Анастасия Георгиевна рассказала нам об идеях богостроительства, которые содержатся в произведениях Максима Горького.

Тема человека была главной для Горького. Он говорил, что человек - единственная его вера. И человек для Горького выражен в деятельности и противостоит мещанину. Мещанство для Горького — пассивность, покорность, неспособность к свершениям. Но при этом он далёк от ницшеанства, от имморализма. Главный образ идеального человека для него — Прометей.

Богостроительство вырастает как оппозиция богоискательству. Поэтому в начале лекции Анастасия Георгиевна дала краткий обзор взглядов сторонников этого направления. Д. Мережковский и З. Гиппиус писали, что религия третьего завета должна была преодолеть пропасть между духовным и материальным. Сергий Булгаков и Николай Бердяев развивали идеи Фёдорова, Достоевского, Соловьева. Они хотели соединить марксистскую идею активности с христианским общечеловеческим пафосом. Значимость труда была общей чертой богостроительства и богоискательства. Христианство должно выйти за стены храмов. Богоискатели говорили о всецелой ответственности христианства за историю, социальную жизнь. Следовательно, должна быть христианская политика, экономика, культура, педагогика, искусство.

Чем отличается богостроительство от богоискательства?
Для богоискательства важна идея синергизма, соработничества Бога и человека. А богостроительство не стоит на идее теистического Бога. Для них Бог — идеал, который рождает для себя человек. И если богоискатели ищут в мире смысл, то богостроители этот смысл создают. Луначарский говорил, что «мы должны дать миру смысл» и называет социализм новой религией. Её главный принцип — активность.

Главным принципом существования человеческого общества богостроители назвали коллективизм. Творящий, активно действующий в истории коллектив противопоставляется одиночке ницшеанского или байроновского типа. Человечество должно стремиться к слиянию в единое тело. Но к единству мы идём через историческую борьбу, преодолевающую противоречия.

Противопоставление Фауста и Прометея для Горького состоит в том, что Фауст — образ духовно отделённой личности. А Прометей — символ борьбы человечества с силами природы. И все титаны Возрождения были не одиночками, а выразителями народной воли.

М. Горький писал: «Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры»

Пример того, как коллектив сливается в единое тело, у Горького есть в описании демонстрации, где за Павлом шла не толпа, а единый организм с единой волей. У коллектива есть общие цели, воля, ценности.

В романе «Исповедь» Горький показывает, как разные люди строят для себя образ Бога. Там же он выражает основной принцип богостроительства: - «Богостроитель — это суть народушко! Неисчислимый мировой народ! Великомученик велий, чем все, церковью прославленные, — сей бо еси бог, творяй чудеса! Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих!»
Сцена встречи чудотворной иконы описывает, как складывается, живёт одним смыслом, творит чудеса коллектив богостроителей — единое тело народа.

Богостроительство было одной из идей, отвергнутых при построении фундамента Советского государства. Настало время решить - не пора ли вернуться к этой идее, если она поможет укрепить наше строение?

  • 1
Ага, интересно! Как раз пишу работу по богостроительству Горького. А видеозапись лекции будет?

Надеюсь, что видео сделаем к середине декабря. Сейчас жуткий цейтнот.

В богостроительстве слово Бог имеет лишь метафорический смысл. И по существу означает лишь тот смыслообразующий идеал, который человек должен найти и выработать, чтобы человечество могло осмысленно жить и развиваться в рамках светской метафизики.

То есть нужно и богостроительство и богоискательство?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account